rozenbum (rozenbum) wrote,
rozenbum
rozenbum

История отечественных таксомоторов.

Оригинал взят у gurdrug в История отечественных таксомоторов.
Оригинал взят у kudaza4em в История отечественных таксомоторов.
Такси. История отечественных таксомоторов.


Рождение первых автомобилей почти сразу вызвало мысль об их использовании в качестве «моторных извозчиков». У современного человека вид машины с шашечками не вызывает удивления и лишних вопросов. И мало кто задумывается, кому и когда первому пришла в голову идея подрабатывать частным извозом. А ведь идея эта далеко не нова и ей уже не одна сотня лет. О том, где появилось первое такси, спорят до сих пор. По одной из версий, родина такси – Франция, где ещё в 17 веке местный житель занялся частным извозом. В «автопарк» этого сообразительного француза входили двухместные конные экипажи, называемые в народе «фиакрами» (по имени местного Святого, чья церковь располагалась недалеко от новоявленной «автокомпании»). Фиакры пользовались у горожан большой популярностью, но со временем их заменили повозки на бензиновых двигателях.


Лишь в 1896 году – через десять лет после выезда появления первого бензомоторного экипажа по улицам немецкого города Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозного предприятия». Эти шестиместные «Даймлеры» с четырёхсильными моторами стали первыми в мире такси. Правда, само название «такси» появилось несколько позже.


Давайте вспомним историю такси в России…



Такси. История отечественных таксомоторов.

 


Моторизованные извозчики получили широкое распространение не сразу. В начале XX века выпуск автомобилей был еще невелик, и они считались скорее спортивным инвентарём, чем повседневным средством передвижения. Так, в Париже в 1900 году насчитывалось всего-навсего четыре таксомотора, но к началу первой мировой войны таксомоторное сообщение завели у себя многие крупные города.


Не стали исключением и города Российской империи. Однако самый первый таксомотор Российской империи появился не в Питере, не в Москве, не в Киеве и не в Варшаве. Первый таксомотор появился в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Его владельцем стал коммерсант из ныне киргизского Токмака (тогда большая часть Киргизии входила в Семиреченскую область) Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки «Берлие», собранный на московском сборочном заводе кузовов «Братья Крыловы». Нурмухаммедбаев доставил в Верный и первого шофёра. Им был 25-летний крестьянин Лифляндской губернии Иоганн Рейнвальд. Он стал не только личным водителем купца, но и совладельцем новорожденной автокампании, которая теперь занималась перевозкой грузов и пассажиров в Кульджу и Чугучак, Западный Китай и Монголию.


Такси. История отечественных таксомоторов.

 



До революции в России все железные дороги пересекались в Москве, поэтому спрос на транспорт был огромным. Приезжим и отъезжающим необходимо было как-то добираться до вокзала и с него. Частично решить проблему помогли извозчики, которые работали не только около вокзала, но и возили людей по всему городу. Для экипажей организовывались специальные места стоянок, однако системы заказов и единого тарифа на поездки ещё не было.


В 1907 году такси появились сначала в Москве, а затем и Петербурге. Вот что писала газета «Голос Москвы» 2 сентября 1907 года: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «Ольдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливаясь нa углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков». По свидетельству «Справочника автомобилизма» за 1911 год слово «таксомотор» впервые пустил в обиход петербургский предприниматель и агент по продаже автомобилей Самуил Осипович Фриде. Назвал он так принадлежащие ему машины со счетчиками для определения платы за проезд. Позднее в обиходной речи это название сократилось до короткого слова «такси», которое распространилось во всем мире. В 1913 году Петербург уже располагал 328 такси, а Москва — 217.



Во время первой мировой войны таксомоторное движение не прекращалось, и даже после Октябрьской революции таксомоторы работали в Москве и Питере до середины 1918 года. Однако постановлением Петроградской Трудовой Коммуны от 6 июня 1918 года таксомоторы у частных владельцев были конфискованы и переданы на обслуживание аппарата этой самой Коммуны. Подобная участь постигла и московские таксомоторы. Лишь в 1925 году такси в СССР было решено возродить. Тогда в Москву прибыли сто двадцать маленьких черных таксомоторов Рено. За их чёрный цвет москвичи прозвали их Браунингами.


Такси. История отечественных таксомоторов.

Первые пятнадцать Renault-KG выехали из ворот гаража в Орликовом переулке 25 июня и заняли позиции на расположенной рядом с этим переулком площадью трёх вокзалов. Первые таксомоторы советского производства появились в 1933 году, когда на линию стали выходить отечественные ГАЗ-А. От обычных ГАЗов их отличал лишь таксометр, установленный снаружи кузова. В Москве в небольших количествах работали также ГАЗ-А «Аремкуз».


 


Такси. История отечественных таксомоторов.

 


ГАЗ-М1

Такси. История отечественных таксомоторов.

 


ГАЗ-А

Такси. История отечественных таксомоторов.

 


ГАЗ-А

Со второй половины 1930-х в такси появились ГАЗ-М 1, как и ГАЗ-А с наружным таксометром. Кроме того, с 1936 года на линиях использовались и представительские автомобили ЗиС-101, но их использовали в основном как маршрутки. Они кружили по Садовому кольцу, а проезд в них стоил рубль, в то время как проезд в метро и в автобусе стоил тогда 50 копеек, проезд в троллейбусе – 40, а проезд в трамвае – 30 копеек. В отличие от «эмок», мобилизованных в Красную Армию, ЗиСы прослужили в Москве всю войну.


Правда, из-за нехватки бензина на линию выезжали лишь 8-10 машин в день. В первые послевоенные годы соблазнительным казалось использование для таксомоторной службы малолитражек – они расходовали меньше бензина и были дешевле в обслуживании. В конце сороковых годов один из таксомоторных парков Ленинграда был укомплектован немецкими малолитражками ДКВ, а в пятидесятые годы таксопарки нескольких городов Советского Союза использовали «Москвичи».


Такси. История отечественных таксомоторов.

Такси. История отечественных таксомоторов.

 


Москвич

Однако опыт эксплуатации показал, что малолитражкам не по силам работа в качестве такси — суточный пробег около 300 км по самым разным дорогам очень быстро приводит к значительному износу машин. Так произошел «естественный отбор» в пользу машин среднего класса, и место национального таксомотора окончательно заняла Победа. Победа же стала и первым отечественным таксомотором, получившим специальную окраску. По борту были нанесены белые квадраты, в народе называемые «шашечками». Ранние машины были двухцветными — бежевый верх и с тёмно-синий низ. Таксометр стали ставить под панелью приборов. В отличие от обычных Побед, такси не оснащались радиоприемниками.


Такси. История отечественных таксомоторов.

 


Победа

Во второй половине 1950-х-начале 1960-х в такси в небольших количествах работали ГАЗ-12 ЗИМ. Проезд в них стоил дороже, чем в «Победе» или «Волге». Часть машин по инициативе Н. С. Хрущева, затеявшего борьбу с привилегиями чиновников, в таксопарки передали из автохозяйств госучреждений. С появлением в 1956 году «Волги» ГАЗ-21 завод стал официально вносить таксомоторы в список модификаций. От обычных такие машины отличались наличием таксометра, упрощённой отделкой (сиденья из кожзаменителя без тканевых вставок) и теми самыми «шашечками». В списке модификаций числились даже тропические версии. В 1959 году появился зеленый огонек, справа за ветровым стеклом. Он отключался при включении таксометра, сигнализируя, что машина занята.


Такси. История отечественных таксомоторов.

В 1961 году окраска такси изменилась. «Шашечки» стали наносить лишь на передние двери, а между ними располагалась большая буква «Т» в круге. Примерно тогда же на Волги-такси стали ставить раздельные передние сиденья. При этом правое для погрузки багажа могло складываться. Во второй половине 1960-х-начале 1970-х ГАЗ-21, прошедшие капремонт на авторемонтных заводах, стали окрашивать в белый цвет с оранжевой крышей. В народе эти автомобили прозвали «красными шапочками». В начале 1970-х в роль национального таксомотора перешла к «Волге» ГАЗ-24-01. На эту модификацию ставили дефорсированные моторы мощностью 85 л.с., рассчитанные на бензин А-76.


Такси. История отечественных таксомоторов.

 


«Сарай» — универсал ГАЗ-24-04

В такси работали также универсалы ГАЗ-24-04, в которых сзади размещался дополнительный ряд сидений, вследствие чего в салон помещалось семеро пассажиров. С апреля 1977 года была увеличена плата за проезд в такси, не изменявшаяся с 1948 года. Со 2 апреля вместо 10 копеек за посадку и 1 копейки за каждые 100 метров пробега пассажиры стали платить, соответственно, 20 и 2 копейки. Такая официальная такса просуществовала до апреля 1991 года, когда плата за проезд стала взиматься на договорной основе.


Такси. История отечественных таксомоторов.

 


ОРУДовец поймал таксиста, левачившего у Казанского вокзала.

С развалом Советского Союза государственные таксомоторы ушли в небытие, а таксопарки обзавелись в основном маршрутками. В середине 90-х в Москве стали появляться таксомоторные компании, оснащённые Волгами-31029. Теперь в среде таксомоторов царит полный разнобой, и назвать какой-либо автомобиль национальным таксомотором не представляется возможным.


 


[источники]

источники


http://www.opoccuu.com/russian-taxi.htm


http://miltina.mybb.ru/viewtopic.php?id=11


http://www.500-0-500.ru/press/history/


http://taxi-kozlovka.narod.ru/history.html

Оригинал взят у masterok в История отечественных таксомоторов.

 



Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments